Форум журнала "Любо-Дело"

Добро пожаловать!
Текущее время: 30 мар 2020, 23:52

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]




Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: Реставрация старинных тканей в лаборатории.
СообщениеДобавлено: 01 май 2013, 04:05 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
В российской лаборатории реставрируют и воссоздают уникальные старинные ткани

Видео
Изображение
http://www.1tv.ru/news/other/92918

Разгадать секреты старинных мастеров и воссоздать ткани, в которые облачались величайшие люди прошлых эпох - такую ​​беспримерно сложную задачу поставила перед собой группа московских реставраторов. И добилась своего.
Только оказалось, что нынешняя техника не годится для тончайшей работы. И всe приходится делать дедовским способом. В уникальной лаборатории, старающейся для Эрмитажа, Большого театра, Петергофа и даже иностранных замков, этим занимаются постоянно.

Вот эта уникальная ткань, на которой Лев Николаевич спал. Наволочка с подушки. Еe берут в руки почти не дыша. Сотрудники усадьбы Льва Толстого пытались сами сохранить старинную ткань, подшивая и подклеивая истлевшие нити. Когда бесценный экспонат стал буквально рассыпаться, принесли сюда со словами: "Помогите спасти историю".

Надежда Стоянова, художник по тканям: "Бывало, что шелковая нить обкручена серебром, а бывало, наоборот, что серебро шелком Старинные художники по тканям применяли очень много хитростей И приходится их все разгадывать..».
Разгадывать загадки истории - их профессия. Старинные ткани с уникальными узорами переживают здесь второе рождение. Над секретом этого полотна из усадьбы Архангельское реставраторы бились 10 лет. Изучали строение нитей, воссоздавали. А чтобы совместить сразу 2 техники шитья без единого шва, пришлось строить специальные ручные станки. Под стать старинным, восемнадцатого века. Современные технологии, говорят реставраторы, такие шедевры вряд ли осилят.

Еще 200 лет назад до появления таких станков текстильное производство было очень трудоемким процессом. К пальцам мальчиков-подмастерьев привязывали нити основы. И по особой команде они двигали руками вверх и вниз, приводя в действие установки похожие на эти. Поэтому на изготовление куска ткани могли уходить многие месяцы. (Хм, и тогда были станки - вертикальные и горизонтальные со времен Древнего Египета, а мальчики-подмастерья кидали челнок при ткачестве очень широких полотен, пока не изобрели челнок-самолет. Прим. Рязанки)
Мастер Нина Кистень создает сложнейший рисунок практически вслепую. С изнанки. Одна неправильная нить, и вся ткань испорчена безвозвратно. Главное условие - полная сосредоточенность.
Нина Кистень, ткач Надо внимание, внимание и внимание. Не отвлекаться, не разговаривать, ничего. Они же то уходят, то выходят челночки. Видите, еще у меня сколько. Это мои же. Я ими тоже работаю. Этот цветок уйдет, этот придет ".

Строго по будильнику - ни минутой позже. Каждая секунда окраски дает новый оттенок нитям. На столе сборник старинных рецептов, на полках пакетики с травами. Мелиса для желтого цвета, зверобой для коричневого.
Раиса Федорова, красильщица:.... "Это у нас кошенель. Вот они в виде - высохшие жучки. Для того чтобы их пустить в работу, у меня здесь кофемолка есть. Я их молю, мелю. Сначала мелю, когда эта перемолка будет, я начинаю варить ».

В фондах мастерской каждый образец - сокровище. Вот эта ткань - специальный заказ усадьбы Кусково. Для кресла императрицы. Эту - сделали еще полвека назад для стен так и не построенного Дворца Советов. А эти ветхие кусочки - древняя обивка Большого театра. Их нашли случайно и сразу заказали 600 метров.
Реставраторы уверяют, что в конце этого года именно этой тканью заново перетянут все ложи. А значит, что лет через двести XVIII век будут изучать уже по работе наших современников.

Изображение Изображение

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Рязанка "Спасибо" сказали:
VasivNV
 Заголовок сообщения: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 01 май 2013, 04:27 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
Источник

14.10.2010
Реставрация и реконструкция Большого театра – грандиозное дело, которым заняты не только строители, архитекторы, скульпторы, но и представители иных профессий. Среди них – специалисты по восстановлению тканей, которыми будут задрапированы стены исторического здания театра. За последние три года им удалось воссоздать ткани по ручным технологиям ткацких мануфактур девятнадцатого века. Минувшим днем мастерская «Старинные ткани» пригласила к себе журналистов. Рассказывают «Новости культуры».

Интерьеры Большого театра – такой же памятник, как и его знаменитый фасад. В XIX веке стены Бетховенского зала были драпированы декоративными тканями, созданными вручную. В веке XXI эти ткани кропотливо воссоздают, используя исторические фрагменты, найденные на стенах Большого во время реставрационных работ.

В 1894 году в этих залах проходила часть мероприятий, посвященных коронации Николая Второго. Как раз тогда интерьер претерпел значительные изменения.

«Появились вензеля Николая Александровича Романова, а все стены залов (Круглого и Бетховенского) были отделаны красным атласом цвета раскаленного чугуна. Эти ткани специально были созданы под это мероприятие во Франции, были вытканы вручную и привезены сюда. Сейчас, чтобы восстановить их, потребовалась работа самой старой реставрационной мастерской по тканям, единственной сохранившейся в России, где вручную воспроизвели эти тканевые элементы», – рассказывает официальный представитель генподрядчика Михаил Сидоров.

Мастерская «Старинные ткани» расположена на территории действующего мужского монастыря. Стоит ли говорить, что почти все реставраторы здесь – женщины. Среди клиентов мастерской – Петергоф, Павловск и многие другие памятники архитектуры.

«Как-то мы работали для музея Архангельское, – рассказывает директор государственной научно-реставрационной мастерской «Старинные ткани» Елена Захаркова. – Там было вообще две техники: роспись по ткани и техника "броше" – это вышивка по-русски. Несколько лет мы бились над этой тканью, никто в мире не мог ее воссоздать. И в итоге нам удалось, мы получили эту ткань».

Для Большого театра в мастерской воссоздали три ткани: атлас, штоф и редкая ткань под названием брокатель. Она похожа на бархат и украшена рисунками птиц, которых мастера величают орлами.

«Это натуральная шелковая ткань. Где-то полгода специально собирается станок. Потом идет рисунок, исследование сырья. Художник изучает структуру тканей, делает рисунок, смотрит в лупу. Нужно воспроизвести точно ткань, которая была в XVIII – XIX веке», – замечает Елена Захаркова.

«Вот этот маленький кусочек был найден. Это настоящая французская ткань, которой первоначально были обиты ложи в Большом театре. Три яруса, в каждом – по три ватманских листа. И все подсчитано, каждая нитка, где она должна быть. У нас это называется патрон – по нему насекаются картоны, и получается ткань. Жаккардовая машина вот по этим картонам читает и воссоздает рисунок. Иногда рисунок делается целый год, иногда и дольше. Этот рисунок я сделала за полгода, потому что времени было мало», – показывает художник по тканям Надежда Стоянова.

В десятках и сотнях перфокарт закодирован узор будущей ткани. Параллельно реставраторы обрабатывают шелк-сырец, купленный в Китае, красят его, разматывают и снова наматывают на катушки. Затем мастер создает основу для ткани. Только после этого наступает очередь тех самых жаккардовых станков, чья работа похожа на репетицию военного оркестра.

За день один станок выдает всего около пяти сантиметров ткани ручной работы, а для Большого театра ее понадобилось почти два километра. Сейчас трехлетний труд уже закончен. Когда летом 2011 го драпировки, наконец, повесят в Большом, любой посетитель Бетховенского зала сможет почувствовать себя императором.

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
 Заголовок сообщения: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 01 май 2013, 04:40 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
Источник
03.08.2008
Видео
http://www.vesti-moscow.ru/v/21970.asf
Бархат, штоф и атлас для Большого театра – в уникальной мастерской восстанавливают старинные ткани. Чтобы современная отделка не отличалась от сохранившихся образцов, пришлось воспроизвести и станки из пальмового дерева. Теперь предстоит самый ответственный этап – реставрация легендарного занавеса.

Здесь в обиходе звучат давно забытые, почти утерянные слова: штоф, шпалеры, броше. Единственная мастерская мира, где воссоздают погибшие ткани в том самом, подлинном виде. Шёлковые обои, которыми обиты стены Большого дворца Петергофа, музея-усадьбы "Кусково", Третьяковки и Гатчинского дворца, создавались в тесной комнате – бывшей келье Новоспасского монастыря.

"Это отделка Юсуповского дворца, очень сложная, необыкновенная ткань. Здесь спираль, обмотанная серебром. Пришлось специально станки создавать, чтобы сделать ткань, как в XVIII веке", - рассказывает директор мастерской "Старинные ткани" Елена Захаркова.

Для Большого – большой заказ. Ткани цвета шардон, означает "раскалённый чугун". 600 метров штофа для лож, 500 – шёлковой имитации бархата с орлами, 700 метров атласа для Бетховенского и Круглого залов. Почти истлевшие образцы нашлись при расчистке главной сцены.

"Ткань была в плохом состоянии. Реставраторы при снятии обивки царской ложи снимали фрагменты этой ткани, и там рисунок где-то не сохранился, цвет вообще восстанавливали по описанию", - рассказывает Елена Захаркова.

Целый год здесь шла подготовка к реставрации театральных тканей. Художники рисовали эскизы, под микроскопом изучали каждую нить, под лупой считали ворсинки одного витка. Оказалось, их 5 тысяч.

"Технический рисунок получается крупный, потому что надо перенести каждую ниточку, каждый уступчик. Смотрю в лупу и переношу", - говорит художник мастерской по тканям Надежда Стоянова.

Дорогой шёлк из Китая сюда доставляют в тюках. Сырьё разматывают, вываривают, красят и снова скручивают. Ткачихи расправляют тончайшие нити на станках XIX века. Картонные ленты, как предок компьютерной программы, задают нужный рисунок. На подготовку одного рабочего места уходит почти полгода.

"Работа конечно сложная, кропотливая, но интересная. В день получается мало – сантиметров 5-6, больше здесь сделать просто невозможно", - говорит сотрудница мастерской.

Полосатые сиденья стульев ждут своей одежды. Для них уже готовы рулоны тонкого штофа. А вот знаменитый занавес до сих пор находится под грифом "секретно", его обещают явить на свет не раньше сентября. Цвет раскалённого чугуна поглотит Большой. Им будут обиты стены, ложи и мебель. Реставраторы обещают: мы вернём залам былой имперский блеск. Театр станет обновлённым, но останется неповторимым.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Рязанка "Спасибо" сказали:
Rimma, Талия
 Заголовок сообщения: Re: Реставрация старинных тканей в лаборатории.
СообщениеДобавлено: 01 май 2013, 21:32 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
Источник

На задворках Новоспасского монастыря в Москве скрывается от посторонних глаз уникальная мастерская, занимающаяся производством декоративных тканей по ручным технологиям ткацких мануфактур XIX века. В том числе ткани этой мастерской предназначаются для драпировки помещений исторической части здания Большого театра.

Изображение

Изображение

Художник по тканям Надежда Николаевна Стоянова изучает структуру материала, изучая рапорт узора, и при необходимости проводит его дорисовку. Для точного воспроизведения рисунка определяется количество крючков и нитей основы, а так же схема ткацких переплетений, затем рисунок «программируется» и записывается на специальные перфокарты …

Изображение

Изображение

… которые образуют в итоге большие связки, подаваемые в ткацкие станки

Изображение

В мастерской проводится полный цикл восстановительных работ начиная с подготовки шелка-сырца и его окраски.

Изображение

Изображение

Цвет красителя подбирается по архивным образцам ткани и утверждается комиссией, оценивающей его соответствие с эталонным экземпляром.

Изображение

Изображение

Окрашенный шелк наматывают на катушки, которые затем будут использованы на ткацких станках.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ну и наконец доходит дело до самой ткани. Для ее плетения мастера используют ручные жаккардовые станки начала XIX века, названные по фамилии французского ткача и изобретателя.

Изображение

В день из ткацкого станка выходит около 5-6 сантимаетров ткани ручной работы. Зарплата мастера, проводящего 8-часовой рабочий день среди грохота, издаваемого этим станком, составляет 17.000р

Изображение

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Рязанка "Спасибо" сказали:
Алена-рыжая, Rimma, VasivNV, Наталья К
 Заголовок сообщения: Re: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 02 май 2013, 00:53 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 01 фев 2011, 19:37
Сообщений: 1803
Откуда: Нижний Новгород, Россия
Cпасибо сказано: 4502
Спасибо получено:
10205 раз в 1217 сообщениях
Это фантастика просто, уму не постижимо!!! Удивительно, что при все сегодняшней автоматизации, компьютеризации, а повторить то, что делали наши предки 200 лет назад, ни один автомат не может. Жаль, что промышленная революция привела только к упрощению производства, но и к утере и забытью многих удивительных видов производства... Упрощение.. простота, она хуже воровства.. вот уж точно сказано.

_________________
Век живи, век учись
Наталья Васив
Silver Reed 840/60 и 280/60, Toyota KS901/506, Brother KH260/KR260, HAGUE 280H
Школа машинного вязания "Мулине"
http://muline52.ru/machine-knitting_cou ... beginners/
https://vk.com/vivasknit


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю VasivNV "Спасибо" сказали:
Рязанка
 Заголовок сообщения: Re: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 02 май 2013, 08:59 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
Источник Автор annabaskakova

На днях моему начальству в Департаменте культуры пришла в голову свежая идея: проинспектировать предприятия, которые занимаются народными промыслами. Начали мы с комбината "Старинные ткани", на котором работают по средневековым технологиям. Дерево, кость и прочие материалы, из которых обычно делают мебель, могут существовать столетиями, а ткани быстро приходят в негодность. И на "Старинных тканях" по оставшимся лоскуткам восстанавливают рисунок и делают его схему. Вот так.

Изображение

По этой схеме станок заправляется нитями, обычно на это уходит полгода. Лишь затем ткачихи начинают ткать по десять сантиметров в день - на таких же станках, на которых работали сотни лет назад. Тканями из этой мастерской обтянута едва ли не вся российская музейная мебель.

Изображение

Изображение

Изображение

Аналогичное производство есть только во Франции, в Лионе. Я была там и видела, как лионские ткачи - самые высокооплачиваемые люди во Франции, всегда ткут одну и ту же ткань - специально для того, чтобы показать производство туристам. У нас ткачихи каждый раз делают новые ткани и получают сущие гроши. А хитрые лионцы приехали в Россию на экскурсию, отсняли усовершенствованную россиянами педаль на станке и у себя сделали такую же. А потом еще и издали альбом, в котором продукцию "Старинных тканей" поместили на обложке и выдали за свою.

Изображение

Люди там работают удивительные. Спокойные, немногословные. Я им интервью отдала, которое делала с руководителем мастерской восемь лет назад тому назад - и сделанные тогда же фотографии. Не удивились, - в этой мастерской время течет совсем по-другому, чем во всей остальной Москве.

Изображение

Станки заправляют с помощью специальных картонок с дырочками, похожих на перфокарты.

Изображение

Изображение

Изображение

В мастерской ужас как тесно. Пришлось то снимать с потолка, вися на стремянке, то лежать под станком. Вся перемазалась в пыли и в известке.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение


Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Рязанка "Спасибо" сказали:
pu4kovaolya2012, Rimma, VasivNV, Талия
 Заголовок сообщения: Re: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 05:39 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
Источник Автор РЕГИНА УТЯШЕВА 18 декабря 2011

42 года назад была создана мастерская по восстановлению старинных тканей. Одним из первых были восстановлены белый атлас с букетами для кабинета императора, который располагается в Большом дворце в Петергофе

Мастерская “Старинные ткани” находится на территории красивейшего Новоспасского монастыря. Он мужской, а вот ткани XVII–XIX веков восстанавливают женщины.
Уникальная мастерская занимается восстановлением тканей для музеев, театров, галерей. Именно здешние мастерицы приложили свои умения к событию века – к реконструкции Большого театра. Они восстановили ткани, предназначенные для драпировки помещений исторической части здания Большого театра.
Кусочек ткани, который служил специалистам образцом, нашли, когда снимали старинные ткани в Большом театре.
– Сначала я изучаю структуру ткани, делаю рисунок. Процесс это долгий, может занять несколько лет, – рассказала Metro художник по тканям Надежда Стоянова. – Иногда рисунок делается целый год, иногда и дольше. Этот рисунок я смогла сделать за полгода. Происходит это так – я сижу над куском ткани с лупой, считаю волокна... и переношу рисунок на специальную бумагу.

Изображение

Всего для Большого театра мастерицы изготовили почти два километра ткани. Одновременно для этой работы были заняты шесть станков из 14. Процесс занял три года.
Эта работа стала одной из самых глобальных. Но были и другие проекты, возможно, менее масштабные, но не менее важные.
– Мы восстанавливали ткани для крупнейших музеев страны – Петергоф, Гатчина, музей-усадьба Архангельское, музей-усадьба Кусково, музеи Чайковского, Толстого, Павловский дворец, Юсуповский дворец, – перечисляет директор Елена Захаркова. – Также мы воссоздали ткань для галереи художника Ильи Глазунова.
Для плетения ткани мастера используют ручные жаккардовые станки. Их приходится приспосабливать отдельно для каждой ткани, ведь у каждой ткани своя уникальная структура.

Изображение

– Станки старинные, деталей для них нет, – говорит Надежда Стоянова. – Поэтому наш мастер по чертежам воссоздает детали, что-то придумывает, дорабатывает.
В одной из комнат мастерской стоят несколько огромных чанов. Здесь красят шелк-сырец.
– Мы его закупаем в Китае, – говорит Надежда Стоянова, – сначала мы его красим, затем наматываем на катушки, которые после будут использованы на ткацких станках.
Красят шелк натуральными красителями. У специалиста на столе лежит тетрадка со старинными рецептами, а на полочках травы для крашения и будильник. Время окраса шелка надо строго выдерживать, чуть передержишь – получится совсем другой оттенок.
– Естественно, сначала мы изучаем состав ткани, чтобы понять, как и чем она была окрашена, – говорит директор. – Именно так мы и красим. То есть восстановление любой ткани в нашей мастерской получается абсолютно стопроцентным.
– Для себя что-нибудь ткете, – спрашиваю у реставраторов.
– Нет, – отвечает Надежда Стоянова. – Дорого, да и времени нет.
Выходя из небольшого двухэтажного здания, я поняла, почему многие здешние мастерицы работают здесь по 30, 50 лет. Они не спешат расставаться со своей работой, так как делают уникальные вещи.
И когда они с экскурсией идут в музей, для которого трудились, то с гордостью могут сказать, что они сохранили кусочек истории.

Изображение

Экперт

– У нас работают специалисты из Института шелка, также трудятся ткачи с разных фабрик. Новичков опытные мастера учат около года. Остаются только самые способные – не каждый может работать на ручном станке. Династия у нас только одна... Сын художницы по тканям Сергей работает здесь мастером, налаживает станки. – Елена Захаркова, директор.

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Рязанка "Спасибо" сказали:
Барахлюша, VasivNV
 Заголовок сообщения: Re: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 04 май 2013, 17:23 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 17 ноя 2008, 16:48
Сообщений: 7352
Cпасибо сказано: 863
Спасибо получено:
8879 раз в 3583 сообщениях
VasivNV писал(а):
Это фантастика просто, уму не постижимо!!! Удивительно, что при все сегодняшней автоматизации, компьютеризации, а повторить то, что делали наши предки 200 лет назад, ни один автомат не может.

Повторить-то может,только для этого нужно,чтобы те,кто занимается высокими технологиями,был заинтересован в этом. Либо наоборот,те,кто знает старинные технологии ткачества,владели бы высокими компьютерными технологиями. Именно в ткачестве это возможно,потому что технология переплетения осталась прежней, нужно только повторить рисунок,цвет и использовать соответствующие нити. К примеру -ручную вышивку на машине нельзя повторить. В Китае ткут шелковые гобелены по старинным рисункам на современном оборудовании. И не только в Китае.


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю DINA "Спасибо" сказали:
Рязанка, VasivNV, Талия
 Заголовок сообщения: Re: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 05 май 2013, 09:29 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
Источник. Автор Сергей Фролов. 01 Марта 2012г.
Когда прошлой осенью я бродил по Большому театру накануне его торжественного открытия, то обратил внимание на роскошные гобелены в исторических тканевых покрытиях стен в Императорском зале. «Императорским» тканям крепко досталось за ХХ век — из них вырезали двуглавых орлов, о них вытирали руки несознательные зрители, на них опрокинули ведро с негашеной известью и после этого варварски почистили в химчистке.

Теперь уникальные пурпурные гобелены полностью восстановлены в их первозданном виде, как с гордостью заметил сопровождающий. Причем ткань для них использована новая, но изготовленная по технологиям XVIII века.

Так я впервые услышал об уникальной мастерской «Старинные ткани», расположенной на территории Новоспасского монастыря.

Три «императорских» года

И мне очень захотелось самому увидеть, как на свет появляются ткани из далекого прошлого. Тем более что для этого достаточно доехать на метро до станции «Крестьянская застава».

Директор ФГУП «Государственная научно-реставрационная производственная мастерская» «Старинные ткани» Елена Захаркова не без гордости провела меня по своим владениям. В нескольких комнатах, которые занимает мастерская, действительно установлены и работают настоящие жаккардовые станки XVIII–XIX веков, каких сегодня не найти даже на их родине, во французском Лионе. В музеях-то они еще остались, а вот в реальном производстве европейцы их не используют: слишком малопроизводительные. К примеру, когда мастерская выполняла заказ для Большого театра, то за один рабочий день на одном станке удавалось сделать всего 70 см ткани. А всего для нужд главного театра страны требовалось более 2000 м. Не удивительно, что на выполнение этого заказа усилиями всего коллектива «Старинных тканей» из 17 человек ушло три года.

Мануфактура Сапожниковых

Появилась эта мастерская еще в 1948 году. Создавали ее под Дворец Советов — тот самый, который планировалось воздвигнуть на месте разрушенного храма Христа Спасителя. По замыслу архитектора Бориса Иофана, интерьеры 420-метрового здания должны были быть отделаны самыми высококачественными материалами, в том числе и дорогими гобеленами — с идеологически выдержанными узорами.

Под эту задачу архитектор Зинаида Милявская пригласила старых мастеров, работавших еще до революции в знаменитой мастерской братьев Сапожниковых. Мануфактура Сапожниковых выпускала шелк и парчу, завоевывавшие медали на международных выставках, они шли на экспорт в модные дома Парижа и Лондона. Ткани с маркой братьев Сапожниковых оптом закупали посланцы эмира Бухарского и даже тибетского далай-ламы.

Однако амбициозные планы по строительству Дворца Советов так и остались планами, а мастерская занялась более насущным делом. Ей поручили ликвидировать последствия «осмотров» германской армией наших культурно-исторических объектов. Ее специалисты восстанавливали гобелены во дворцах Петергофа, Гатчины, Павловска, в Доме-музее Чайковского в Клину. Потом появились заказы на реставрацию тканей из других жемчужин русской культуры, в числе которых Эрмитаж, Меншиковский дворец в Ленинграде, Музей Толстого в московских Хамовниках, Воронцовский дворец в Алупке:

Через древние станки мастерской и тонкие руки мастериц прошли километры уникальных тканей, которыми сегодня можно любоваться в самых отдаленных уголках страны.

Кстати, жаккардовые станки очень долго были прерогативой мужчин — управлялись-то они при помощи тяжелой педали, которую вдавить в пол было не каждому под силу. Однако после того, как на них был внедрен электропривод, в мастерской стали появляться женщины.

Крошечный кусочек старины

Воссоздание старинной ткани по образу и подобию — это таинство, в котором есть элементы науки, детектива и даже немножко мистики.

С чего обычно начинается работа? Заказчик приносит хотя бы крошечный фрагмент ткани. Так было, например, с кусочком ткани из ложи Большого театра. Художнику Надежде Стояновой пришлось изрядно помучиться, чтобы «расшифровать» этот обрывок. Задача художника — понять весь рисунок, разобрать структуру ткани. Затем идет размотка шелка в нитку, покраска (только натуральные красители!), сушка, насечка специальных перфокарт для передачи рисунка, заправка станка — последняя операция настолько сложная, что может занять до полугода. Ну, а потом начинается кропотливый процесс превращения шелковых ниточек в плотную ткань. Если она со сложным плетением, то производительность труда падает до нескольких сантиметров в день.

Особый этап в технологии — сшивка готовых отрезов в единое полотно таким образом, чтобы не было видно швов. На этом этапе мастерице приходится вручную связывать от 10 до 20 тысяч ниток. И это не прихоть, это плата за то, что называется аутентичностью.

Стоимость сырья

Как ни обидно, но главной проблемой для мастерской является дефицит шелка. В СССР он производился только в Узбекистане, а сегодня шелк там объявлен стратегическим сырьем и практически перестал продаваться. Когда-то покупали его и в Японии, но в последнее время там неладно с экологией, и червячки-шелкопряды стали гнать брак. Сейчас остается только Китай, который, почувствовав себя монополистом, постоянно задирает цены.

Формально мастерская работает на Министерство культуры, но оно же не занимается снабжением таких уникальных производств сырьем. Оно регламентирует расценки за труд мастериц, которые не могут требовать себе удвоения зарплаты на фоне роста стоимости сырья. В результате едва удается сводить концы с концами. А при крошечной производительности это с каждым днем становится все тяжелее. «Старинные ткани», являясь настоящей жемчужиной декоративно-прикладного искусства, живут и работают по правилам XVIII века, а свои финансово-экономические дела ведут по правилам века XXI.

Еще одна проблема — поддержка винтажного оборудования. Печально, но в современной Москве стало почти невозможно выточить запчасть для жаккардового станка. В каждом случае поломки надо искать каких-то кустарей, которых становится все меньше.

И, наконец, кадры. Сейчас в стране просто нет учебных заведений, которые готовили бы кадры для такого производства, поэтому каждый сотрудник мастерской, можно сказать, штучный товар.

Требования к кандидатам

Ясно, что на таком необычном производстве могут работать только особые люди. Елена Захаркова пришла сюда в 1970-м, ей посчастливилось трудиться вместе с легендарными мастерами, которые научили ее видеть, чувствовать ткань. Потом она и сама стала наставлять молодежь. И во все времена, замечает Елена Анатольевна, было сложно найти сотрудников в эту мастерскую.

Требования к кандидатам очень жесткие. Нужны знания текстильного производства, художественный вкус, а главное — железная выдержка. Излишне эмоциональные люди не выдерживают этой нечеловечески кропотливой работы. Опять же коллектив маленький, практически одна семья: если кто-то по каким-то психологическим параметрам в нее не вписывается, надолго здесь не задерживается.

При этом текучки кадров в мастерской нет, ветераны остаются у станка и на пенсии — в среднем женщины дорабатывают до 70 лет. Любопытная деталь: несмотря на то что труд явно тяжелый, специфических профзаболеваний у мастериц не наблюдается. Как призналась одна из женщин, «наверное, это оттого, что работаем только с натуральным сырьем».

С другой стороны, не исключено, что главная причина — осознание того, что ты делаешь что-то настоящее, что останется после тебя на века. Ведь без ложного пафоса можно сказать: руками этих женщин создается национальное достояние, перед которым потом будут преклонять головы эстетствующие искусствоведы и трещать фотовспышками пораженные иностранцы.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Рязанка "Спасибо" сказали:
Алла Жукова, Rimma
 Заголовок сообщения: Re: "Старинные ткани" - мастерская.
СообщениеДобавлено: 09 ноя 2013, 06:55 
Не в сети
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 30 июл 2010, 15:35
Сообщений: 960
Откуда: Рязань-Москва
Cпасибо сказано: 818
Спасибо получено:
772 раз в 430 сообщениях
3 октября 2013 [«Аргументы Недели», Виктория КАЙТУКОВА ]

В то время пока текстильная промышленность пребывает в коматозном состоянии, в Москве по-прежнему работает единственная в стране, а то и в мире, небольшая мастерская. Называется она ФГУП «Государственная научно-реставрационная производственная мастерская «Старинные ткани». Именно здесь точно воссоздают портьеры, тканые картины и обивку мебели для старинных дворцов, усадеб и театров.

В эту мастерскую, создающую ткани по образцам XVI–XIX веков на ручных жаккардовых станках, приходят директора знаменитых музеев-усадеб. Здесь недавно побывали представители Дома Романовых. Своему появлению она обязана Дворцу Советов, который должен был встать на месте храма Христа Спасителя. Советская власть обязала мастерскую, работавшую тогда при академии архитектуры, создать уникальные ткани для интерьера будущего дворца. Нужны были новые рисунки, но по старинным образцам. Грандиозный проект канул в Лету, а предприятие стало создавать ткани для музеев. Первые заказы поступили из Большого дворца в Петергофе и музея-усадьбы Кусково.
Секреты технологии производства таких тканей были переданы архитектору Зинаиде Милявской из старинной мастерской братьев Сапожниковых, работавшей до революции в Петергофе. За уникальность воссоздаваемых тканей эта организация получила статус «народных промыслов» и была официально зарегистрирована Министерством культуры России.
Работа начинается с научного изучения кусочка натуральной старинной ткани, по образцу которого досконально, ниточка за ниточкой, будет всё создаваться заново. Художник выясняет структуру, плотность и технологию материала. Потом рисунок её структуры переносят на бумагу. Натуральный шёлк-сырец варят, разматывают, скручивают, потом прядут и красят. Краски делают, как в старину: из кошенили (вещество, получаемое из жучков, живущих на кактусах), из ромашки, зверобоя, пустырника, корня марены. Для того чтобы сделать определённую ткань, вручную собирается станок, причём по технологии XVII века.

Директор мастерской Елена Захаркова рассказывает нам, как создавали материал для обивки кресел в Большом театре: «Реставраторы, снимая накопившиеся за долгое время слои ветхих тканей, обнаружили старую, наполовину разрушенную драпировку. После спектрального анализа и изучения изначального цвета мы дорисовали и воссоздали тот шёлковый штоф, который и был на креслах 200 лет назад. А ещё реставрировали старинные ткани, которые расположены в специальных ложах, в гостиных».

Для музея Льва Толстого мастерская тоже делала драпировку для кресел. На них была потеряна основа, не было видно цвета. Музейщики были весьма удивлены, когда увидели на материале истинный, настоящий ярко-оранжевый оттенок. Елена Захаркова показывает нам удивительно красивые полотна. «Посмотрите, эту чуть серебристую ткань нам было создавать довольно сложно: серебро обматывать шёлком. Такие выкладки создаются всего по семь-десять сантиметров в день. Ещё мы делали президентские ленты для ордена – такие были у герцога Бирона. Несколько лет мучились над тканью для кабинета в музее-усадьбе Архангельское, здесь была применена сложная техника – роспись по основе. Мы отдельно создавали станки для росписи и для вышивки».
Произведения этой ткацкой мастерской можно найти в Петергофе, Гатчине, в Юсуповском дворце, музеях-усадьбах Архангельское и Кусково, в Музее Льва Толстого в Хамовниках, в Московском Кремле. Кстати, недавно в мастерской делали ткань для палат бояр Романовых на Варварке. В этом музее к 300-летию Дома Романовых прошла полная реставрация. После того как несколько представителей царской фамилии увидели красоту, сотворённую руками московских мастериц по старинным тканям, они решили прийти к ним в гости и своими глазами увидеть, как она создаётся.

Елена Захаркова рассказывает: «Недавно к нам приезжал французский специалист, по его словам, такие станки, как у нас, сохранились во Франции только в музее, да и делать ткани на них невыгодно и слишком долго. Да, они создают подобные материалы, но это уже современные образцы, сделанные на механических станках, а не воссозданные старинные полотна. Директор музея старинных тканей тогда сказал нам, что мы работаем, как во времена его бабушки».

Сейчас в этой мастерской трудится около двадцати сотрудников, в основном это пенсионеры, энтузиасты, искренне любящие своё малооплачиваемое дело. Елена Захаркова объясняет, что создание старинных тканей – само по себе достаточно дорогостоящее занятие: натуральный шёлк, краски и прочие необходимые для этого вещи не могут стоить дёшево. А вот отдают работники свою уникальную продукцию практически по себестоимости. Впрочем, о зарплатах директор говорить не хочет, но в разговоре добавляет: «Это невыгодное по деньгам ремесло. Сейчас мы находимся на хозрасчёте, если министерство сможет взять нас на государственную дотацию, то мы – выиграем. Судите сами. Обычная фабрика выпускает по десятку тысяч метров ткани в день. А мы создаём по нескольку сантиметров!
Быстрее всего создаётся штоф (то есть тонкая шёлковая ткань, в которой находится семь тысяч нитей в основе) – по метру в день. Достаточно часто к нам обращаются с просьбой купить у нас лицензию. Но мы никому её не отдадим, ведь за свою технологию и работу мы отвечаем репутацией».

Делают ли в мастерской ткани для частных лиц? Всё не так просто. Конечно, исключения бывают. Например, Илье Глазунову работники мастерской не могли не пойти навстречу, в итоге огромное количество материала было создано для его новой галереи, которая должна скоро открыться. Что касается преемственности поколений реставраторов по тканям, то она сейчас заканчивается. Для того чтобы молодые люди могли учиться этому ремеслу, необходима поддержка государства. Жизнь человеческая – это тоже своего рода ткань. И надо её соткать по-божески.

Православный телеканал «Союз»
http://www.youtube.com/watch?v=0hQY5LgiM9U

_________________
Модератор форума по ткачеству. Тку половики и вяжу коврики из полос. Станок с бёрдышком - Ashford (80см).


Вернуться к началу
 Профиль  
Cпасибо сказано 
За это сообщение пользователю Рязанка "Спасибо" сказали:
Ингигерд
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Ответить на тему  [ Сообщений: 11 ]  На страницу 1, 2  След.

Часовой пояс: UTC + 3 часа [ Летнее время ]



Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения
Вы не можете добавлять вложения

Найти:
Перейти:  
Powered by phpBB © 2000, 2002, 2005, 2007 phpBB Group
Вы можете создать форум бесплатно PHPBB3 на Getbb.Ru, Также возможно сделать готовый форум PHPBB2 на Mybb2.ru
Русская поддержка phpBB
Copyright © Aiwan. Kolobok smiles